Директива #define определяет идентификатор и последовательность символов, которая будет подставляться вместо идентификатора каждый раз, когда он встретится в исходном файле. Идентификатор называется именем макроса, а сам процесс замены — макрозаменой[1]. В общем виде директива выглядит таким образом:
#define имя_макроса последовательность_символов
Обратите внимание, что в этом выражении нет точки с запятой. Между идентификатором и последовательностью символов последовательность_символов может быть любое количество пробелов, но признаком конца последовательности символов может быть только разделитель строк.
Предположим, например, что вместо значения 1 нужно использовать слово LEFT (левый), а вместо значения 0 — слово RIGHT (правый). Тогда можно сделать следующие объявления с помощью директивы #define:
#define LEFT 1 #define RIGHT 0
В результате компилятор будет подставлять 1 или 0 каждый раз, когда в вашем файле исходного кода встречается идентификатор соответственно LEFT или RIGHT. Например, следующий код выводит на экран 0 1 2:
printf("%d %d %d", RIGHT, LEFT, LEFT+1);
После определения имя макроса можно использовать в определениях других имен макросов. Вот, например, код, определяющий значения ONE (один), TWO (два) и three (три):
#define ONE 1 #define TWO ONE+ONE #define THREE ONE+TWO
Макроподстановка — это просто замена какого-либо идентификатора связанной с ним последовательностью символов. Поэтому если требуется определить стандартное сообщение об ошибке, то можно написать примерно следующее:
#define E_MS "стандартная ошибка при вводе\n" /* ... */ printf(E_MS);
Теперь каждый раз, когда встретится идентификатор E_MS, компилятор будет его заменять строкой "стандартная ошибка при вводе\n". Для компилятора выражение printf() на самом деле будет выглядеть таким образом:
printf("стандартная ошибка при вводе\n");
Если идентификатор находится внутри строки, заключенной в кавычки, то замены не будет. Например, при выполнении кода
#define XYZ это проверка printf("XYZ");
вместо сообщения это проверка будет выводиться последовательность символов XYZ.
Если последовательность_символов не помещается в одной строке, то эту последовательность можно продолжить на следующей строке, поместив в конце предыдущей, как показано ниже, обратную косую черту:
#define LONG_STRING "это очень длинная \ строка, используемая в качестве примера"
Программисты, пишущие программы на языке С, в именах определяемых идентификаторов часто используют буквы верхнего регистра. Если разработчики программ следуют этому правилу, то тот, кто будет читать их программу, с первого взгляда поймет, что будет происходить макрозамена. Кроме того, все директивы #define обычно лучше всего помещать в самом начале файла или в отдельном заголовочном файле, а не разбрасывать по всей программе.
Имена макросов часто используются для определения имен так называемых "магических чисел" (встречающихся в программе). Например, имеется программа, в которой определяется массив и несколько процедур, получающих доступ к этому массиву. Вместо того чтобы размер массива "зашивать в код" в виде константы, этот размер можно определить с помощью оператора #define, а затем использовать это имя макроса везде, где требуется размер массива. Таким образом, если требуется изменить этот размер, то потребуется изменить только соответствующий оператор #define, a затем перекомпилировать программу. Рассмотрим, например, фрагмент программы
#define MAX_SIZE 100 /* ... */ float balance[MAX_SIZE]; /* ... */ for(i=0; i<MAX_SIZE; i++) printf("%f", balance[i]); /* ... */ for(i=0; i<MAX_SIZE; i++) x =+ balance[i];
Размер массива balance определяется именем макроса MAX_SIZE, и поэтому если этот размер потребуется в будущем изменить, то надо будет изменить только определение MAX_SIZE. В результате при перекомпиляции программы все обращения к этому имени макроса, находящиеся после измененного определения, будут автоматически изменены.
У директивы #define имеется еще одно большое достоинство: имя макроса может определяться с формальными параметрами. Тогда каждый раз, когда в программе встречается имя макроса, то используемые в его определении формальные параметры заменяются теми аргументами, которые встретились в программе. Такого рода макросы называются макросами с формальными параметрами[2]. Например,
#include <stdio.h> #define ABS(a) (a) < 0 ? -(a) : (a) int main(void) { printf("модули чисел -1 и 1 равны соответственно %d и %d", ABS(-1), ABS(1)); return 0; }
Во время компиляции этой программы вместо формального параметра а из определения макроса будут подставляться значения -1 и 1. Скобки, в которых находится а, позволяют в любом случае сделать правильную замену. Например, если скобки, стоящие вокруг а, удалить, то выражение
ABS(10-20)
после макрозамены будет преобразовано в
10-20 < 0 ? -10-20 : 10-20
и может привести к неправильному результату.
Использование вместо настоящих функций макросов с формальными параметрами дает одно существенное преимущество: увеличивается скорость выполнения кода, потому что в таких случаях не надо тратить ресурсы на вызов функций. Однако если у макроса с формальными параметрами очень большие размеры, то тогда из-за дублирования кода увеличение скорости достигается за счет увеличения размеров программы.
И вот еще что: хотя макросы с формальными параметрами являются полезным средством, но в С99 (и в C++) есть еще более эффективный способ создания машинной программы — с использованием ключевого слово inline.
На заметку | В С99 можно определить макрос с переменным количеством формальных параметров; об этом рассказывается в части II этой книги. |
[1]А также макрорасширением, макрогенерацией и макроподстановкой. Определение макроса часто называют макроопределением, а обращение к макросу — макровызовом или макрокомандой. Впрочем, иногда макроопределение также называется макрокомандой.
[2]А также макроопределениями с параметрами и макросами, напоминающими функции.